СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Словарь ювенальной юстиции
Словарь ювенальной юстиции
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Возраст минимальной уголовной ответственности несовершеннолетнегоозраст минимальной уголовной ответственности несовершеннолетнего - в Уголовном кодексе РФ установлены два возрастных уровня наступления уголовной ответственности: с 14 и 16 лет. За подавляющее число преступлений (виновно общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания) ответственность наступает с 16 летнего возраста. Лишь за небольшое количество особо опасных преступлений, уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Воспитательное сопровождение несовершеннолетнего - комплекс мер, направленных на разрешение возникших у несовершеннолетнего проблем, конфликтных ситуаций, которые влекут за собой его девиантное и (или) делинквентное поведение; оказание реальной действенной помощи несовершеннолетнему; контроль за его поведением на протяжении всего периода его сопровождения. В ходе воспитательного сопровождения ведущая роль отводится специалисту по социальной работе с молодежью, задачей которого является мотивация несовершеннолетнего на активное поведение по разрешению возникших в его жизни проблем и оказание консультативной, направляющей помощи несовершеннолетнему.
Восстановительная парадигма социального контроля преступного поведения вряд может быть названа самой молодой из существующих парадигм. Согласно Х. Зеру, зачатки восстановительного правосудия можно обнаружить еще в естественном праве и на страницах Библии и Корана. Начиная с конца XX столетия, данная парадигма активно завоевывает все больше социального пространства и сторонников на всех мировых континентах. Уже с конца 1980-х десятки восстановительных программ, в том числе и по примирению жертвы и правонарушителя, успешно действуют в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, других европейских странах. С конца 1990-х годов эксперименты по внедрению восстановительного подхода проводятся и России. Восстановительная парадигма правосудия понимает правонарушение как конфликт - событие, разорвавшее социальную ткань жизни местного сообщества. Главная задача правосудия, поэтому заключается в восстановлении баланса социальной жизни людей, утраченных ими в результате конфликта, примирении его сторон-участников, опираясь, преимущественного на механизмы неформального контроля. Если в рамках предшествующих парадигм участвовали три стороны – государство, преступник и общество, то в рамках восстановительной парадигмы впервые привлекается четвертая сторона – жертва преступления. Социальный контроль, как реакция на преступление несовершеннолетних, в восстановительной парадигме подразумевает реализацию трех главных принципов. Во-первых, способствование пониманию и осознанию нарушителем последствий собственных действий, факта причиненного им/ею вреда, боли другому человеку. Во-вторых, способствование повышению внимания к чувствам и потерям пострадавшей стороны. В-третьих, способствование, стимулирование неформального контроля со стороны семьи, местного сообщества, укреплению их коммунитарности, т.е. восстановления «разорванной социальной ткани».
Девиантное поведение несовершеннолетних – поведение, отклоняющееся от социальных и моральных норм, принятых в обществе.
Делинкветное (противоправное) поведение несовершеннолетних - поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящие к правонарушению
Добровольное участие сторон, как принцип медиации - добровольное согласие правонарушителя предпринять какое-либо иное действие, например, поработать на сообщество или принять участие в реабилитационной программе («косвенное возмещение вреда»).
Индивидуализация судебного процесса в ювенальной юстиции (в центре судебного процесса оказывается не преступление, а личность несовершеннолетнего. Судья по делам несовершеннолетних действует совместно со своей «командой»: судебными социальными работниками, службой пробации/воспитательного надзора, психологическими службами и др.).
Индивидуализированное обращение (исправление) как парадигма социального контроля преступного поведения пришла на смену классической парадигме с середины XIX в. С развитием биологии, медицины, психиатрии, психологии и социологии акцент с преступного деяния постепенно смещается на самого правонарушителя. Изучение, диагностика и исправление отклоняющегося от нормы поведения индивида становится главной задачей социального контроля преступности на уровне теории и практики. Утверждалось, что индивид совершает преступные деяния в силу ряда причин, имеющих различную природу (медицинский диагноз, психическое расстройство, социальная неустроенность и т.д.). Необходимо изучать причины преступного поведения, обеспечивать правильный уход и индивидуализированное обращение с правонарушителем - что позволит его не только и не столько «наказывать», сколько «лечить», «исправлять», «перевоспитывать» для того, чтобы вернуть обратно в общество. С расширением категориального аппарата, определяющего причины преступного поведения индивидов, расширяется круг специалистов и профессионалов, занятых в производстве необходимого «знания», и сеть социальных институтов, включенных в процесс «индивидуализированного обращения» с правонарушителем. В конце XIX – начале XX вв. в США, а затем в странах Западной Европы создаются специальные суды для несовершеннолетних (‘juvenile courts’) и формируется система правосудия в отношении несовершеннолетних ('juvenile justice'). Противоправное поведение несовершеннолетних начинает рассматриваться как нарушение процессов нормативно-приемлемой социализации. Вмешательство компетентных органов методами, адекватными личностным проблемам и нуждам несовершеннолетнего правонарушителя, имело своей задачей исправление этого социального отклонения. Меры СКП несовершеннолетних в рамках подхода индивидуализированного обращения (исправления) прямо противопоставлялись традиционным (классическим) мерам наказания и позиционировались как менее клеймящие, дорогостоящие, патерналистские и пристрастные. Подход критиковался за то, что главной его задачей становится не «общий сдерживающий эффект» социального контроля, а «частное предупредительное» значение для отдельных правонарушителей. Парадигма «индивидуализированного обращения» полностью фокусируется на нуждах правонарушителя и не удовлетворяет ожиданиям и потребностям общества в повышении безопасности.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Классическая парадигма социального контроля преступного поведения возникла в 18 веке в Европе в период рассвета эпохи Просвещения. Философия Просвещения определяла человека как рационального субъекта, имеющего волю и способность самостоятельно делать выбор и принимать решения. Выбор в пользу преступных действий является для человека осознанным, а потому должен влечь за собой полную ответственность преступника перед тем, против кого это преступление было совершено (т.е. государства). Во избежание «войны всех против всех» и с целью сохранения безопасности общества право оправления наказания имеет только суверен (государство). Цель уголовной системы наказания заключается, во-первых, в наказании преступника (частный предупредительный эффект наказания), а, во-вторых, в устрашении и удержании других граждан от преступного способа получения выгод и разрешения конфликтов (общий сдерживающий эффект наказания). В рамках классической парадигмы фокус внимания направлен на сам акт преступления, а не преступника и не на отношения преступника и его жертвы. В рамках классической парадигмы уже существовало разделение индивидов на взрослых и детей, исходя из представлений о зрелости, сформированности сознания и воли. Государство как главный гарант соблюдения прав, свобод и высших интересов обладает монополией на вынесение окончательного судебного решения и должного устройства детей-правонарушителей. Государству принадлежали широкие дискреционные полномочия, а работа с несовершеннолетними правонарушителями замкнута внутри государственных учреждений: «зависимый статус несовершеннолетних являлся достаточным основанием для произвольного вмешательства в жизнь детей». Данный подход известен в юридической и криминологической литературе как философия «государство как родитель» (‘parens patriae’).
Конфиденциальность процедуры, как принцип медиации - обмен мнениями о случившемся для лучшего взаимопонимания между пострадавшим и правонарушителем.
Круги правосудия (sentencing circles), как тип восстановительных программ, основаны на традициях северо-американских индейцев и проводятся преимущественно в Северной Америке. Особенность программы состоит в привлечении представителей местных сообществ и социального окружения сторон: друзей, родственников.
Медиация (посредничество) - процесс, в котором жертва (ы) и правонарушитель (и) встречаются для обсуждения проблемы с участием третьего беспристрастного лица (медиатора) либо непосредственно «лицом -к- лицу», либо заочно. Цель медиации – дать возможность жертве (ам) выразить свои чувства и претензии, а правонарушителю (ям) – осознать и признать свою ответственность». Заглаживание вины обидчиком перед пострадавшим – в контексте медиации – помогает восстановлению права пострадавшего на возмещение ущерба (физического, эмоционального), причиненного ему в результате преступления. Если жертва не желает получить компенсацию лично, то она может быть сделана местному сообществу, где проживают обе стороны конфликта. Компенсация может включать как извинение, финансовую выплату, работы и услуги по возвращению или ремонту вещей, так и добровольное участие нарушителя в реабилитационных и образовательных программах. Медиация в уголовных делах допустима в прямой или непрямой формах. Медиацию могут осуществлять профессиональные медиаторы или специально-обученные добровольцы. Медиация может осуществлять под эгидой организации уголовной юстиции или на базе независимого органа местного сообщества.
Неоклассическая парадигма социального контроля преступного поведения, пришедшая на смену своей предшественнице в конце 70-х годов XX столетия, на сегодняшний день является главным конституирующим подходом СКП в некоторых современных западных странах, например, в США, Канаде, Великобритании. Данная парадигма хотя и стремится к достижению некого компромисса между классическим подходом и подходом индивидуализированного обращения, но, как ясно уже из названия, в большей степени воспроизводит основы первой из них. Решающим в определении вины и меры наказания преступника вновь становится преступление, им совершенное, а лишь после учитываются его личностные особенности (возраст, состояние психического и физического здоровья и т. п.). В рамках неоклассической парадигмы наблюдается отход от частного предупредительного эффекта наказания и усиленное акцентирование внимания на его общем сдерживающем значении.
Несовершеннолетний - человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину Конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей. Согласно Российскому законодательству, несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Неформальный контроль преступности основан на осуждении преступного поведения индивида со стороны семьи, друзей, коллег, а также членов местного комьюнити.
Охранительная ориентация ювенальной юстиции (приоритет охранительной функции правосудия по делам несовершеннолетних перед функцией уголовного преследования и наказания. Речь идет как об усиленной судебной защите несовершеннолетнего, так и о желательности выведения подростка из официального уголовного процесса).
Парадигмы социального контроля устанавливают приоритеты, определяют ключевые вопросы, формируют параметры политических дискуссий обо всех вопросах и аспектах оформленной реакции общества и государства на преступное поведение отдельных граждан, несущее в себе угрозу установленному социальному порядку. В профессиональном криминологическом дискурсе на сегодняшний день принято различать четыре теоретические парадигмы, которые по-разному определяют фокус научного рассмотрения и понимания проблем преступного поведения и оформленной социальной реакции на него (социального контроля): классическую, индивидуализированного обращения (исправления), неоклассическую и восстановительную парадигмы.
Принципы медиации (основные) – отражают существенные принципы медиации и проясняют важную роль, которую она играет для системы уголовной юстиции. Таковыми принципами являются: добровольное участие сторон; конфиденциальность процедуры; общедоступность медиации для жертв и правонарушителей, в том числе и на разных стадиях уголовного процесса; самостоятельность служб медиации в рамках системы уголовной юстиции.
Принципы ювенальной юстиции, отличающие ее от общеуголовной юстиции: социальная насыщенность; преимущественно охранительная ориентация; индивидуализация судебного процесса.
Программа примирения жертв и правонарушителей (victim-offender reconciliation program – VORP), как тип восстановительных программ, также известна под названием «медиация жертв и правонарушителей» (victim-offender mediation program –VOMP). Данный тип программы является самым распространенным в мире.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних - процесс предупреждения негативных тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях микросреды.
Реабилитация несовершеннолетнего – комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление несовершеннолетнего в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и глазах окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.
Семейные конференции (family group conferences – FGC), как тип восстановительных программ – появились в Новой Зеландии и базируются на традициях коренного населения майори. В 1989 году в Новой Зеландии был принят Закон «О детях, подростках и их семьях», согласно которому несовершеннолетние в случае совершения ими преступлений (кроме убийств) направляются на семейные конференции. Кроме представителей ближайшего социального окружения в них участвуют социальные работники, адвокаты, полицейские. Решения здесь принимаются в результате обсуждений и при достижения консенсуса. В 1990-е годы опыт Новой Зеландии распространился и закрепился в Австралии.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Социальная насыщенность ювенальной юстиции (широкое использование в судебном процессе неюридических специальных знаний, в акценте на изучение социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических принципов их личности).
Социальная реабилитация дезадаптивных детей и подростков – система комплексных мер, направленных на восстановление разрушенных или временного утраченных подростками общественных связей и отношений вследствие их девиантного поведения. Эффективность социальной реабилитации определяется уровнем социализации подростка, его способностью адаптироваться и участвовать в конструктивных общественных отношениях.
Социальное расследование – основной метод работы специалиста по социальной работе при осуществлении индивидуального социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя. Социальное расследование специалист проводит в каждом случае взятия подростка на индивидуальное сопровождение. Социальное расследование как метод работы включает в себя: получение и сбор информации об образе жизни несовершеннолетнего и его ближайшего окружения; отбор релевантной информации; анализ информации и предложение возможных путей разрешения проблемной ситуации; принятие совместно с подростком решения, направленного на изменение сложившейся неблагополучной ситуации.
Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – комплексные меры, направленные на их возвращение, включение, реинтеграцию в общество (семью, школу, класс, коллектив, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Социальный контроль преступного поведения – целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения «здорового» социального порядка. Социальный контроль играет важную роль в предупреждении преступности. Именно ослабление социального контроля ведет к росту уровня преступности. В обществе функции социального контроля преступности выполняют различные социальные институты. Институты контроля преступного поведения подразделяются на институты формального (официального) и неформального (неофициального) контроля.
Типы программ восстановительного правосудия. В современном мире используются разнообразные программы восстановительного правосудия: программа примирения жертв и правонарушителей; круги правосудия; семейные конференции.
Формальный контроль преступности основан на применении мер наказания со стороны официальных органов власти и организаций, для которых предупреждение и своевременное реагирование на преступное поведение индивидов является их главной функцией.
Формы медиации. Медиация может принимать различные формы и часто они сочетаются друг с другом.
Функции ювенальной юстиции - это институциональный ответ общественным потребностям и ожиданиям в наложении санкций на несовершеннолетнего правонарушителя, в обеспечении общественной безопасности, в реабилитации правонарушителя и в содействии возмещению ущерба жертвам преступлений.
Ювенальная юстиция – весьма сложное множественное целое – комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, масса конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты. (2) Ювенальная юстиция – это особая форма деятельности и знания. (3) Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом, уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном единстве.
опубликовано 13.02.2013 12:38 (МСК)