Arms
 
развернуть
 
614000, г. Пермь, ул. Пермская, д. 11 А
Тел.: (342)212-33-61 (гр.)
(342)212-73-36 (уг.)
(342)212-36-65 (ф.)
leninsky.perm@sudrf.ru
схема проезда
614000, г. Пермь, ул. Пермская, д. 11 АТел.: (342)212-33-61 (гр.); (342)212-73-36 (уг.); (342)212-36-65 (ф.)leninsky.perm@sudrf.ru
.
 Внимание! Изменились реквизиты для оплаты государственной пошлины. К сожалению "Калькулятор госпошлины", имеющийся на сайте суда на текущий момент, не позволяет в полной мере отобразить полные реквизиты для оплаты государственной пошлины. Данный вопрос решается. "Калькулятор госпошлины", имеющийся на сайте суда, считает сумму госпошлины верно. Полные реквизиты для оплаты государственной пошлины Вы можете увидеть в разделе сайта "Справочная информация" (ссылка также имеется на панели слева).
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Словарь ювенальной юстиции
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Возраст минимальной уголовной ответственности несовершеннолетнегоозраст минимальной уголовной ответственности несовершеннолетнего - в Уголовном кодексе РФ установлены два возрастных уровня наступления уголовной ответственности: с 14 и 16 лет. За подавляющее число преступлений (виновно общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания) ответственность наступает с 16 летнего возраста. Лишь за небольшое количество особо опасных преступлений, уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Воспитательное сопровождение несовершеннолетнего - комплекс мер, направленных на разрешение возникших у несовершеннолетнего проблем, конфликтных ситуаций, которые влекут за собой его девиантное и (или) делинквентное поведение; оказание реальной действенной помощи несовершеннолетнему; контроль за его поведением на протяжении всего периода его сопровождения. В ходе воспитательного сопровождения ведущая роль отводится специалисту по социальной работе с молодежью, задачей которого является мотивация несовершеннолетнего на активное поведение по разрешению возникших в его жизни проблем и оказание консультативной, направляющей помощи несовершеннолетнему.

Восстановительная парадигма социального контроля преступного поведения вряд может быть названа самой молодой из существующих парадигм. Согласно Х. Зеру, зачатки восстановительного правосудия можно обнаружить еще в естественном праве и на страницах Библии и Корана. Начиная с конца XX столетия, данная парадигма активно завоевывает все больше социального пространства и сторонников на всех мировых континентах. Уже с конца 1980-х десятки восстановительных программ, в том числе и по примирению жертвы и правонарушителя, успешно действуют в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, других европейских странах. С конца 1990-х годов эксперименты по внедрению восстановительного подхода проводятся и России. Восстановительная парадигма правосудия понимает правонарушение как конфликт - событие, разорвавшее социальную ткань жизни местного сообщества. Главная задача правосудия, поэтому заключается в восстановлении баланса социальной жизни людей, утраченных ими в результате конфликта, примирении его сторон-участников, опираясь, преимущественного на механизмы неформального контроля. Если в рамках предшествующих парадигм участвовали три стороны – государство, преступник и общество, то в рамках восстановительной парадигмы впервые привлекается четвертая сторона – жертва преступления. Социальный контроль, как реакция на преступление несовершеннолетних, в восстановительной парадигме подразумевает реализацию трех главных принципов. Во-первых, способствование пониманию и осознанию нарушителем последствий собственных действий, факта причиненного им/ею вреда, боли другому человеку. Во-вторых, способствование повышению внимания к чувствам и потерям пострадавшей стороны. В-третьих, способствование, стимулирование неформального контроля со стороны семьи, местного сообщества, укреплению их коммунитарности, т.е. восстановления «разорванной социальной ткани».

Девиантное поведение несовершеннолетних – поведение, отклоняющееся от социальных и моральных норм, принятых в обществе.

Делинкветное (противоправное) поведение несовершеннолетних - поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящие к правонарушению

Добровольное участие сторон, как принцип медиации - добровольное согласие правонарушителя предпринять какое-либо иное действие, например, поработать на сообщество или принять участие в реабилитационной программе («косвенное возмещение вреда»).

Индивидуализация судебного процесса в ювенальной юстиции (в центре судебного процесса оказывается не преступление, а личность несовершеннолетнего. Судья по делам несовершеннолетних действует совместно со своей «командой»: судебными социальными работниками, службой пробации/воспитательного надзора, психологическими службами и др.).

Индивидуализированное обращение (исправление) как парадигма социального контроля преступного поведения пришла на смену классической парадигме с середины XIX в. С развитием биологии, медицины, психиатрии, психологии и социологии акцент с преступного деяния постепенно смещается на самого правонарушителя. Изучение, диагностика и исправление отклоняющегося от нормы поведения индивида становится главной задачей социального контроля преступности на уровне теории и практики. Утверждалось, что индивид совершает преступные деяния в силу ряда причин, имеющих различную природу (медицинский диагноз, психическое расстройство, социальная неустроенность и т.д.). Необходимо изучать причины преступного поведения, обеспечивать правильный уход и индивидуализированное обращение с правонарушителем - что позволит его не только и не столько «наказывать», сколько «лечить», «исправлять», «перевоспитывать» для того, чтобы вернуть обратно в общество. С расширением категориального аппарата, определяющего причины преступного поведения индивидов, расширяется круг специалистов и профессионалов, занятых в производстве необходимого «знания», и сеть социальных институтов, включенных в процесс «индивидуализированного обращения» с правонарушителем. В конце XIX – начале XX вв. в США, а затем в странах Западной Европы создаются специальные суды для несовершеннолетних (‘juvenile courts’) и формируется система правосудия в отношении несовершеннолетних ('juvenile justice'). Противоправное поведение несовершеннолетних начинает рассматриваться как нарушение процессов нормативно-приемлемой социализации. Вмешательство компетентных органов методами, адекватными личностным проблемам и нуждам несовершеннолетнего правонарушителя, имело своей задачей исправление этого социального отклонения. Меры СКП несовершеннолетних в рамках подхода индивидуализированного обращения (исправления) прямо противопоставлялись традиционным (классическим) мерам наказания и позиционировались как менее клеймящие, дорогостоящие, патерналистские и пристрастные. Подход критиковался за то, что главной его задачей становится не «общий сдерживающий эффект» социального контроля, а «частное предупредительное» значение для отдельных правонарушителей. Парадигма «индивидуализированного обращения» полностью фокусируется на нуждах правонарушителя и не удовлетворяет ожиданиям и потребностям общества в повышении безопасности.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Классическая парадигма социального контроля преступного поведения возникла в 18 веке в Европе в период рассвета эпохи Просвещения. Философия Просвещения определяла человека как рационального субъекта, имеющего волю и способность самостоятельно делать выбор и принимать решения. Выбор в пользу преступных действий является для человека осознанным, а потому должен влечь за собой полную ответственность преступника перед тем, против кого это преступление было совершено (т.е. государства). Во избежание «войны всех против всех» и с целью сохранения безопасности общества право оправления наказания имеет только суверен (государство). Цель уголовной системы наказания заключается, во-первых, в наказании преступника (частный предупредительный эффект наказания), а, во-вторых, в устрашении и удержании других граждан от преступного способа получения выгод и разрешения конфликтов (общий сдерживающий эффект наказания). В рамках классической парадигмы фокус внимания направлен на сам акт преступления, а не преступника и не на отношения преступника и его жертвы. В рамках классической парадигмы уже существовало разделение индивидов на взрослых и детей, исходя из представлений о зрелости, сформированности сознания и воли. Государство как главный гарант соблюдения прав, свобод и высших интересов обладает монополией на вынесение окончательного судебного решения и должного устройства детей-правонарушителей. Государству принадлежали широкие дискреционные полномочия, а работа с несовершеннолетними правонарушителями замкнута внутри государственных учреждений: «зависимый статус несовершеннолетних являлся достаточным основанием для произвольного вмешательства в жизнь детей». Данный подход известен в юридической и криминологической литературе как философия «государство как родитель» (‘parens patriae’).

Конфиденциальность процедуры, как принцип медиации - обмен мнениями о случившемся для лучшего взаимопонимания между пострадавшим и правонарушителем.

Круги правосудия (sentencing circles), как тип восстановительных программ, основаны на традициях северо-американских индейцев и проводятся преимущественно в Северной Америке. Особенность программы состоит в привлечении представителей местных сообществ и социального окружения сторон: друзей, родственников.

Медиация (посредничество) - процесс, в котором жертва (ы) и правонарушитель (и) встречаются для обсуждения проблемы с участием третьего беспристрастного лица (медиатора) либо непосредственно «лицом -к- лицу», либо заочно. Цель медиации – дать возможность жертве (ам) выразить свои чувства и претензии, а правонарушителю (ям) – осознать и признать свою ответственность». Заглаживание вины обидчиком перед пострадавшим – в контексте медиации – помогает восстановлению права пострадавшего на возмещение ущерба (физического, эмоционального), причиненного ему в результате преступления. Если жертва не желает получить компенсацию лично, то она может быть сделана местному сообществу, где проживают обе стороны конфликта. Компенсация может включать как извинение, финансовую выплату, работы и услуги по возвращению или ремонту вещей, так и добровольное участие нарушителя в реабилитационных и образовательных программах. Медиация в уголовных делах допустима в прямой или непрямой формах. Медиацию могут осуществлять профессиональные медиаторы или специально-обученные добровольцы. Медиация может осуществлять под эгидой организации уголовной юстиции или на базе независимого органа местного сообщества.

Неоклассическая парадигма социального контроля преступного поведения, пришедшая на смену своей предшественнице в конце 70-х годов XX столетия, на сегодняшний день является главным конституирующим подходом СКП в некоторых современных западных странах, например, в США, Канаде, Великобритании. Данная парадигма хотя и стремится к достижению некого компромисса между классическим подходом и подходом индивидуализированного обращения, но, как ясно уже из названия, в большей степени воспроизводит основы первой из них. Решающим в определении вины и меры наказания преступника вновь становится преступление, им совершенное, а лишь после учитываются его личностные особенности (возраст, состояние психического и физического здоровья и т. п.). В рамках неоклассической парадигмы наблюдается отход от частного предупредительного эффекта наказания и усиленное акцентирование внимания на его общем сдерживающем значении.

Несовершеннолетний - человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину Конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей. Согласно Российскому законодательству, несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Неформальный контроль преступности основан на осуждении преступного поведения индивида со стороны семьи, друзей, коллег, а также членов местного комьюнити.

Охранительная ориентация ювенальной юстиции (приоритет охранительной функции правосудия по делам несовершеннолетних перед функцией уголовного преследования и наказания. Речь идет как об усиленной судебной защите несовершеннолетнего, так и о желательности выведения подростка из официального уголовного процесса).

Парадигмы социального контроля устанавливают приоритеты, определяют ключевые вопросы, формируют параметры политических дискуссий обо всех вопросах и аспектах оформленной реакции общества и государства на преступное поведение отдельных граждан, несущее в себе угрозу установленному социальному порядку. В профессиональном криминологическом дискурсе на сегодняшний день принято различать четыре теоретические парадигмы, которые по-разному определяют фокус научного рассмотрения и понимания проблем преступного поведения и оформленной социальной реакции на него (социального контроля): классическую, индивидуализированного обращения (исправления), неоклассическую и восстановительную парадигмы.

Принципы медиации (основные) – отражают существенные принципы медиации и проясняют важную роль, которую она играет для системы уголовной юстиции. Таковыми принципами являются: добровольное участие сторон; конфиденциальность процедуры; общедоступность медиации для жертв и правонарушителей, в том числе и на разных стадиях уголовного процесса; самостоятельность служб медиации в рамках системы уголовной юстиции.

Принципы ювенальной юстиции, отличающие ее от общеуголовной юстиции: социальная насыщенность; преимущественно охранительная ориентация; индивидуализация судебного процесса.

Программа примирения жертв и правонарушителей (victim-offender reconciliation program – VORP), как тип восстановительных программ, также известна под названием «медиация жертв и правонарушителей» (victim-offender mediation program –VOMP). Данный тип программы является самым распространенным в мире.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних - процесс предупреждения негативных тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях микросреды.

Реабилитация несовершеннолетнего – комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление несовершеннолетнего в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и глазах окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.

Семейные конференции (family group conferences – FGC), как тип восстановительных программ – появились в Новой Зеландии и базируются на традициях коренного населения майори. В 1989 году в Новой Зеландии был принят Закон «О детях, подростках и их семьях», согласно которому несовершеннолетние в случае совершения ими преступлений (кроме убийств) направляются на семейные конференции. Кроме представителей ближайшего социального окружения в них участвуют социальные работники, адвокаты, полицейские. Решения здесь принимаются в результате обсуждений и при достижения консенсуса. В 1990-е годы опыт Новой Зеландии распространился и закрепился в Австралии.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальная насыщенность ювенальной юстиции (широкое использование в судебном процессе неюридических специальных знаний, в акценте на изучение социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических принципов их личности).

Социальная реабилитация дезадаптивных детей и подростков – система комплексных мер, направленных на восстановление разрушенных или временного утраченных подростками общественных связей и отношений вследствие их девиантного поведения. Эффективность социальной реабилитации определяется уровнем социализации подростка, его способностью адаптироваться и участвовать в конструктивных общественных отношениях.

Социальное расследование – основной метод работы специалиста по социальной работе при осуществлении индивидуального социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя. Социальное расследование специалист проводит в каждом случае взятия подростка на индивидуальное сопровождение. Социальное расследование как метод работы включает в себя: получение и сбор информации об образе жизни несовершеннолетнего и его ближайшего окружения; отбор релевантной информации; анализ информации и предложение возможных путей разрешения проблемной ситуации; принятие совместно с подростком решения, направленного на изменение сложившейся неблагополучной ситуации.

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – комплексные меры, направленные на их возвращение, включение, реинтеграцию в общество (семью, школу, класс, коллектив, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Социальный контроль преступного поведения – целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения «здорового» социального порядка. Социальный контроль играет важную роль в предупреждении преступности. Именно ослабление социального контроля ведет к росту уровня преступности. В обществе функции социального контроля преступности выполняют различные социальные институты. Институты контроля преступного поведения подразделяются на институты формального (официального) и неформального (неофициального) контроля.

Типы программ восстановительного правосудия. В современном мире используются разнообразные программы восстановительного правосудия: программа примирения жертв и правонарушителей; круги правосудия; семейные конференции.

Формальный контроль преступности основан на применении мер наказания со стороны официальных органов власти и организаций, для которых предупреждение и своевременное реагирование на преступное поведение индивидов является их главной функцией.

Формы медиации. Медиация может принимать различные формы и часто они сочетаются друг с другом.

Функции ювенальной юстиции
- это институциональный ответ общественным потребностям и ожиданиям в наложении санкций на несовершеннолетнего правонарушителя, в обеспечении общественной безопасности, в реабилитации правонарушителя и в содействии возмещению ущерба жертвам преступлений.

Ювенальная юстиция – весьма сложное множественное целое – комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, масса конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты. (2) Ювенальная юстиция – это особая форма деятельности и знания. (3) Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом, уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном единстве.
опубликовано 13.02.2013 12:38 (МСК)
.